Сторителлинг в образовании: как превратить урок в фильм?

04.02.2021
Анастасия Никушина
Анастасия Никушина
Образовательный журналист, философ, урбанист

Сторителлинг. Это слово слышал каждый педагог, который следит за трендами и новыми методиками. Можно ли назвать сторителлинг по-настоящему новым приемом — другой вопрос. Все-таки люди всегда любили рассказывать истории, но, возможно, раньше до конца не понимали, зачем именно они это делают. Рассказываем, как сторителлинг может пригодиться в образовании и даем каркасы истории.

Сторителлинг в образовании: как превратить урок в фильм?
Сторителлинг в образовании: как превратить урок в фильм?

Сторителлинг в образовании — техника, строящаяся на рассказывании истории с конкретной структурой и интересным героем, с которым обучающиеся могут легко ассоциировать себя. 

Человек, читавший сказки, уже знаком с приемами сторителлинга.

Но этот метод формально изобрел не педагог, а управленец Дэвид Армстронг, глава международной компании Armstrong International. Оказалось, что через увлекательно рассказанные истории люди куда проще усваивают указания, начинают работать в том или ином, но всегда нужном рассказчику ключе. Все потому, что слушатели могут ассоциировать себя с героем, а потому лучше запоминают то, что с ним происходит.

Сторителлинг отлично работает и в образовательном процессе. Он выполняет сразу несколько важных функций: наставническую, мотивирующую, воспитательную, образовательную и развивающую.

Виды сторителлинга

Среди педагогического сторителлинга выделяют несколько видов: классический, активный и цифровой. Рассмотрим каждый из них.

Классический сторителлинг в образовании подразумевает то, что реальную или вымышленную историю рассказывает сам педагог. Дети — лишь слушатели. С помощью истории преподаватель может излагать некие правила, теорию по предмету или советы. Изначально не самая интересная детям информация оказывается увлекательной сказкой.

Активный сторителлинг не оставляет рассказчика в одиночестве. Преподаватель задает лишь «скелет» истории: основные события, проблемы, цели и задачи. При этом слушатели-ученики вовлечены в процессе создания истории —они пересказывают ее на свой лад.

Речь здесь идет о передаче не столько теоретического, сколько практического материала, ведь активный сторителлинг побуждает к деятельности. А еще ученики приобретают неявное знание — то, которое не выражается вербально и не оформляется логически, но всё же присутствует.

Наконец, самый современный вид сторителлинга — цифровой. История рассказывается с привлечением дополнительного визуального контента, например: видео, презентациймайнд-мэпов, инфографики и любых других видов медиа, доступных педагогу.

Читайте также:

Как создать свою историю

Для того, чтобы применить педагогический сторителлинг на занятии, стоит сохранить в истории классические элементы повествования.

  • Вступление. Вступление играет экспозиционную роль: из него становится понятно, о чем пойдет речь во всем рассказе. Очень важно сделать эту часть не формальной, но по-настоящему живой и интересной. Как? Нужно обратиться к реальному опыту учеников.
  • Развитие событий. В этой части повествования проявляются функции персонажей, их возможности и слабости. Развитие позволяет еще острее обозначить проблему и показать, почему она является важной для слушателей. Но давать решение пока нельзя!
  • Кульминация. В этой части рассказа необходимость решения становится буквально жизненной — проблема достигла пика. Больше терпеть нельзя, а потому в истории появляется ответ: слушатели либо находят его вместе с рассказчиком, либо получают как данность.
  • Заключение. Здесь помещается вывод, краткий и четкий. Больше в истории ничего не появится, ее нужно заканчивать.

Образовательный сторителлинг подразумевает четкую структуру сюжетов, которую можно проследить интуитивно. Составитель может использовать и шаблоны — хрестоматийные сюжеты. На примере материала преподавателей Академии МЧС приведем несколько возможных вариантов, но сразу скажем, что на деле таких заготовок куда больше:

  • Элементарный сюжет. Структура: главный герой – цель – препятствия на пути к цели, проблемы – преодоление препятствий – результат.
  • Сюжет «Преодоление монстра». Структура: главный герой – цель – встреча с чудовищем – чудовище опаснее, чем предполагал герой – бой и победа – достижение цели.
  • Сюжет «Из грязи в князи»/«Синдром Золушки»/«История успеха». Структура: главный герой – новая ситуация и условия, в которые попадает герой – появление проблем/врагов – появление помощников героя – решение проблемы – достижение цели.
  • Сюжет «Эффект бабочки»/«День Сурка». Структура: главный герой – цель – схемы действий героя и возврат к началу – результаты, в зависимости от действий героя – пробы и ошибки – выбор правильной стратегии – достижение цели.

Узнать конкретные элементы, из которых составляется сюжет, можно из книги советского филолога Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки»:

Составителю истории важно помнить о возрасте своих потенциальных слушателей, возможных ограничениях внутри истории и рамках повествования. Нужно выделить одного героя, за которым будет следовать слушатель — иначе история рискует быть путаной. Наконец, не стоит увлекаться сложными характерами: автор может проверять себя, представляя, что он сам находится в центре истории.

Но главный совет автору — не сдерживайтесь! Придумывайте метафоры, сюжетные повороты и интересных героев. Дайте волю воображению и наслаждайтесь написанием истории.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии