Самоубийство Катерины в «Грозе», проститутки и пьяницы у Достоевского, острые политические проблемы у классиков — как обсуждать все это в школе на уроке литературы, чтобы он прошел спокойно?
Хотя знание русской классики считается необходимым для любого образованного человека, в действительности это вовсе не легкое чтение: здесь есть и трагичные, тяжелые для психики эпизоды, сложные нравственные вопросы и просто аморальные сцены. Как работать с такими сложными темами, не упуская суть произведения и не теряя внимание учеников? У нас есть несколько советов для учителей литературы.
Опираться на личностные результаты
Обратимся ко ФГОС, где сложные морально-этические вопросы участвуют в формировании личностных результатов обучения.
Вот какими качествами должен обладать выпускник: патриотизм, гуманистические и демократические ценности, готовность вести диалог с людьми и находить с ними общий язык, нравственное сознание и поведение, принятие здорового образа жизни, сформированность экологического мышления, понимание ценностей семейной жизни.
А значит, в этом русле и стоит анализировать произведения, затрагивая обозначенные элементы.
Также стоит обратиться к личностным универсальным учебным действиям, которые должны выполняться учениками на уроках. Вот какие действия нравственно-этического оценивания упоминаются во ФГОС:
- Выделение морального содержания действия;
- Определение содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков (норма взаимопомощи, справедливого распределения, честности);
- Идентификация поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном;
- Решение моральной дилеммы.
Все эти формы работы — хорошее подспорье для анализа произведений на уроках.
Не выходить за рамки школьной программы
Программа по литературе в основном уже дает определенный угол зрения на эпизоды, персонажей и конфликты, которые обсуждаются на уроках. В случае спорных моментов стоит обращаться именно к материалам учебников, методических пособий.
Это будет важно и для ОГЭ и ЕГЭ, где проверяется в первую очередь знание школьной программы: например, трактовка образа Катерины через статьи Добролюбова, которая является более предпочтительной для экзамена, образ Луки из «На дне», скорее, как положительного персонажа, союз Раскольникова и Сони как «убийцы и блудницы» в «Преступлении и наказании».
Не навязывать точку зрения
Все вышесказанное не значит, что нужно наказывать учеников за отход от привычных интерпретаций и не разрешать им высказываться по-своему.
На уроках у них обязательно должна быть возможность размышлять, тогда обучение будет действительно эффективным.
Также не стоит обозначать собственную точку зрения как единственно верную, иначе вы рискуете потерять интерес учеников или вызвать протест у подростков.
Лучшая стратегия — корректировать неэтичные или нарушающие фактологию ответы, но не навязывать свой взгляд на проблему.
Быть аккуратнее с неоднозначными вопросами
На литературе преподаватели любят задавать проблемные вопросы, на которые нет однозначного ответа, однако не все из них будут уместны во время беседы с учениками. Все-таки существуют такие их них, которые имеют явно выраженную сторону.
Например, не стоит проводить дискуссию на тему «Согласны ли вы с поступком Катерины из «Грозы» или «Каковы плюсы теории Раскольникова?». Подобные вопросы могут спровоцировать неправильную или неэтичную реакцию со стороны учеников.
Кейс из опыта коллег:
Как-то раз на уроке по Достоевскому я так эмоционально описала теорию Раскольникова про обыкновенных и необыкновенных людей, что сама в нее на мгновение поверила, а из головы вылетели все аргументы против … Но мне пришло в голову озадачить этим вопросом учеников, и вместе мы, обозначив минусы, вышли на правильную беседу. До сих пор страшно — а если бы не пришло?..
Помнить, что у учеников разный жизненный опыт и уровень эмпатии
Излюбленный прием преподавателей литературы — предлагать ученикам находить примеры из собственной жизни, похожие на описанные из книги, чтобы эмоционально связать их с происходящим. Но не стоит ожидать, что все подростки в полной мере могут понять и оценить вашу аналогию, потому что еще не обладают таким опытом. Или, напротив, события их жизни могут быть слишком болезненными и личными, чтобы использовать их в уроке. Все это может доставить дискомфорт не только ученикам, но и преподавателю.
Также у детей разный уровень тревожности и восприимчивости. Важно иметь в виду, что некоторые сцены из произведений могут шокировать или впечатлить учеников. Кто-то обожает фильмы ужасов и отлично воспримет «Преступление и наказание», а кто-то из-за сцены убийства старухи не сможет уснуть ночью. Возможно, об особенно тяжелых для восприятия уроках стоит заранее предупредить учеников.
Кейсы из опыта коллег:
Мы анализировали “Грозу” А. Н. Островского, когда первый день в школу вышел ученик, который прошел терапию после попытки самоубийства. Это был самый трудный урок в моей жизни…
Как-то на уроке по итоговому сочинению ученик сказал, что не может сдать сочинение про семью и любовь, потому что не имел опыта отношений и не знает, о чем писать. Это повергло меня в ступор, но мы смогли составить план сочинения на основе классических произведений.
Учитывать исторический и актуальный контекст
Литературные произведения создаются с учетом уникальных общественно-исторических событий. Без этого контекста ученикам часто сложно понять смысл авторских рассуждений, а также значение использованных образов. Поэтому, чтобы подступиться к произведению, стоит сначала поговорить о том, как жили и мыслили люди того времени, какой была общественно-политическая ситуация. Такой элемент урока избавит вас от риска поспешных обобщений и выводов учеников.
Кейс из опыта коллег:
На уроке по “Обломову” мы с учениками искали ответ, почему же Штольц и Обломов такие близкие друзья, и анализировали эту цитату из романа: «…Многих людей я знал с высокими качествами… многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова…». Школьники тут же высказали мнение, что героев связывала не просто дружба, а романтические чувства. Пришлось сориентироваться и рассказать о разнице значений и оттенков смысла слов в XIX веке по сравнению с современностью.
Также будьте аккуратны с использованием и современных инфоповодов. Стоит ли в качестве примеров для дискуссии по «Ревизору» использовать новости о коррупции и нарушениях закона российскими чиновниками? Это сложный вопрос, но следует помнить, что одна из главных задач преподавателя помимо передачи знаний — научить школьников думать самостоятельно, иметь собственную точку зрения.
Задать ученикам вопрос «Зачем?»
Разбор сложных тем полезно начать с рассуждений о том, зачем автор вообще описывает спорных персонажей, неоднозначные события. Литература — это концентрированный опыт жизни, а значит книги показывают нам разные ее стороны. Писатели поднимают важные социальные и нравственные вопросы, часто показывают антипримеры, но дают уникальный опыт размышлений о мире и человеке.