Залог успешного урока — заблаговременное и осознанное проектирование этого самого урока. Как это сделать? Рассказывает преподаватель с 10-летним опытом.
Меня зовут Даша. Я преподаватель анимации — учу детей делать мультфильмы. За 10 лет работы я провела ряд провальных уроков, которые не привели ни к чему и набила приличное количество шишек. Так себе предмет для гордости, конечно, но, если вы всё ещё читаете, я хотела бы поделиться тремя шишками с вами.
Думаю, что причиной каждого моего «провального» урока был один и тот же вопрос, который я задавала себе на этапе проектирования урока: «Что я буду делать завтра?»
Из полезного в этом вопросе — только вопросительный знак, всё остальное мимо. Но давайте по порядку.
1) Не что, а зачем
Что бы мы ни проектировали — самолёт, пятнадцатый айфон или урок — начинать нужно с постановки конечной цели.
Вместе с целью появляется и измеримый показатель — получилось ли достичь?
Для сравнения: было время, когда я проектировала урок с целью «Объяснить, как устанавливать камеру».
Притом примером адекватной цели такого же урока могла быть такая: «К концу урока каждый ребенок научится:
- Разбирать штатив;
- Фиксировать на штативе камеру;
- Регулировать положение камеры: высоту и угол наклона;
- Снимать камеру со штатива;
- Собирать штатив»
В первом случае Маша может спокойно и дальше жить без сокровенных знаний про штатив и камеру, Ваня может не понять значение слова регулировать, а полкласса может вообще думать, что штатив — это имя моей кошки. Но я же объясняла и учила. А то, что они не научились, так это мы в следующий раз научим.
Во втором случае, если условная Маша не научилась снимать камеру со штатива, значит где-то я как педагог не доработала.
Первый вариант даёт мне разве что иллюзию того, что всё идёт по плану. Второй —чёткую картину того, насколько эффективным был урок и моя работа.
А раз так, значит есть возможность для:
- анализа (Что я сделала не так? Как помочь Маше? Что получилось хорошо?),
- выводов (не забыть дать Маше высказаться и задать вопросы),
- работы над ошибками (Маша сама теперь кого хочешь научит).
Измеримая цель, всё-таки, великая штука!
2) Не я, а они
Медленно, как посылка из Новосибирска в Москву, отправленная Почтой России, доходила до меня идея о том, что я всё-таки не главный персонаж на уроке, не грааль со знаниями, не эксперт всея России по мультикам… Да и про штатив и камеру давно рассказали в интернете!
А вот они — Маша, Ваня и остальные ребята — они тут главные. Ради них-то мы всю кашу и варим.
Поэтому сейчас мне кажется важным на этапе планирования урока переместить фокус с преподавателя, на учеников. И быть, скорее, не ретранслятором знания, а организатором процесса поиска ответа на вопросы.
История
Было у меня две группы — примерно одинаковые по возрасту и численности, шли они по программе с разницей в неделю.
Подходило время занятия про свет. А дело в том, что, когда снимают пластилиновый или бумажный мультфильм, важно поставить свет так, чтобы в кадре не было лишних теней (например, от камеры или головы аниматора).
Половину урока с первой группой я рассказывала, что такое свет, откуда берётся тень и куда спрятать голову. Рассказывала весело, с шутками и научными фактами. Ребята слушали внимательно, смеялись и сказали, что всё понятно как ежу белый день.
Через неделю пришло время снимать. И — о ужас — стало ясно, что первая группа не поняла ничего. Или поняла, а потом забыла. Но суть в том, что по кадру гуляли тени.
Я снова стала рассказывать про свет, тень и голову. Ребята снова сказали, мол, всё ясно, можно даже такие вещи элементарные не повторять.
Следом за ними зашла вторая группа. И не помню, то ли в горле пересохло, то ли Почта России наконец подвезла мне простую истину, о том, что ученики — это главные действующие лица урока, но я сказала: «Ребята, вот камера, вот лампа, а вот наш съёмочный стол. Ого, смотрите, на столе тень! Это приведение. Придумайте, пожалуйста, как его победить.» И налила себе чаю.
Понятно, что вторая группа усвоила материал быстрее и запомнили как выставлять свет если не навсегда, то надолго.
С тех пор всегда на этапе планирования урока я задаю себе вопросы:
- Как сами учащиеся могут дойти до этого правила/вывода/способа?
- Как я могу им в этом помочь?
- Как организовать этот процесс?
А еще я стараюсь не забывать, что фронтальная работа преподавателя — один из самых нежелательных вариантов подачи нового материала.
3) Не завтра, а в этой части курса
Конечно, у нас всегда есть программа, расписанная от сентября до мая. И конечно, мы заглядываем в неё перед тем, как готовиться к уроку. Но на самом уроке как-то об этом забываем. И говорим по привычке: «Сегодня мы будем учиться…».
Беда в том, что у наших учеников этой программы нет, а от одного нашего урока, до другого у них проходит целая жизнь. Пусть даже и перерыв между уроками был ровно два дня.
А потому важно, готовясь к уроку, не забыть уделить внимание связи с предыдущим занятием и формированию интереса к следующему.
Словом, не «Сегодня мы будем учиться раскладывать пластилиновые фигурки на столе для съёмок», а «В прошлый раз мы установили штатив и камеру. Ура, значит сегодня самое время доставать всех наших героев, которых мы лепили с вами на той неделе. Смотрите, как красиво всё вместе смотрится. Только вот темно, так у нас красивый мультфильм не получится. Поэтому в следующий раз мы будет подключать вот эту лампу и попробуем её правильно поставить, чтобы такую красоту лучше было видно.»
Конечно, шишек я себе набила куда больше. Но эти три кажутся мне самыми важными. Возможно, это даже не три шишки, а три кита, на которых всё планирование современного урока и держится. Хороших вам уроков, побольше китов и поменьше шишек!