Сейчас в тренде нестандартные, «интересные» подходы к обучению. На смену нашумевшему в свое время edutainment приходит геймификация в образовании. Давайте разбираться, что же это такое.
Материал подготовлен экспертами по геймификации и командному коучингу в БУМШВ. Им доверяют свои проекты Lego Education, ВТБ, 12storeez, Территория фитнеса, Яндекс и другие.
Судя по названию, геймификация — что-то связанное с играми. Но использование игр в образовании — не новость. Дело в том, что геймификация — это выстраивание игровой системы, внутри которой обучающийся будет чувствовать себя персонажем, улучшать свои скиллы, зарабатывать поинты, сражаться с боссами и, конечно, эффективно осваивать учебный материал.
Зачем нужна геймификация в образовании?
В целом, геймификация — это инструмент для повышения мотивации и вовлеченности. Поэтому её применение подходит для работы с проблемами, вырастающими из низкой мотивации к обучению: незаинтересованность, отсутствие обратной связи, вечные опоздания и невыполненные задания.
Вовлечение через игру наиболее эффективно по двум причинам. С одной стороны, используя игру, мы формируем у ученика позитивный эмоциональный опыт. Он служит благоприятной средой для создания нейронных связей и формирования навыка. С другой стороны, игра — наиболее понятная привычная форма деятельности как для детей, так и для взрослых, относящихся к поколению Z.
Обращение к привычной форме снимает некоторое сопротивление обучению и позволяет быстрее переместить фокус внимания на сам содержательный контент.
Разница между геймификацией и игропрактикой
Эти два инструмента идут рука об руку. Но важно понимать, что они абсолютно про разное. Геймификация — про выстраивание игровой системы, которая становится основой нематериальной мотивации учеников. А игропрактика — про игры внутри образовательного контента.
Они могут заменять традиционные упражнения, могут актуализировать уже полученные знания, могут служить пространством для закрепления и отработки навыков.
В случае игропрактики игра остается внутри урока, а в случае геймификации — уроки включаются внутрь большой игры.
Важно понимать, что эти два инструмента не исключают друг друга. Напротив, они могут быть очень эффективно использованы в паре и в сочетании с другими образовательными инструментами.
Кейсы геймификации
Сейчас наша команда работает над созданием геймификации для онлайн-курса Lego Education. Такая концепция включает в себя продуманную вселенную. Чтобы получилась живая вселенная, надо выбрать локацию, время действия, сюжет и легенду, персонажей и законы, по которым будет жить этот мир.
Обучающиеся становятся персонажами игровой вселенной и получают определенные поинты, осваивая материал. Эта игровая валюта, которую дети зарабатывают, является основой системы нематериальной мотивации. Для ребенка важно “прокачать” своего персонажа, достигнуть нового уровня, получить следующий артефакт и открыть очередную суперспособность.
Все это побуждает учеников готовиться к занятиям более качественно и дает новый уровень вовлеченности в образовательный процесс.
Как придумать геймификацию и внедрить её в процесс образования
Залогом успеха становится выбор актуального для потребителей сеттинга, то есть легенды и сюжета. Маленьким детям вряд ли будет интересна вселенная орков и гоблинов, а подростки и взрослые люди в меньшей степени заинтересуются историей про домашних животных.
Хорошо работает использование сеттинга широко известных экранизаций: Marvel, DC, StarWars, Гарри Поттер и другие. Популярные персонажи и вселенная вызовут радость узнавания и в разы облегчат внедрение системы. Но важно не забывать об авторских правах и использовать вселенную ровно настолько, насколько она уже “отдана” зрителям.
Даже если персонажи и локацию вы можете позаимствовать, то продумывать механики предстоит самостоятельно.
Наиболее популярные в образовании механики:
- Конкуренция за игровой ресурс между учениками;
- Непрерывное или дискретное (по уровням) усовершенствование своего персонажа;
- Присвоение званий;
- Путешествие по дорожной карте;
- Битвы с боссами;
- Контент-сюрприз на карте;
- Открытие доступа к контенту после достижения определенного уровня.
Эти и многие другие механики можно комбинировать, ориентируясь на аудиторию, ее наклонности и предпочтения.
Кроме того, механики и правила, которые регламентируют действия персонажей, должны быть логичными и органично вписываться в созданную вселенную. Любое логическое несоответствие, замеченное детьми, может спровоцировать неприятие системы и отказ от игры.
Получается, что обучение может стать ещё интереснее с применением игровых подходов. Огромным плюсом будет то, что сам процесс образования не останавливается, но приобретает новую форму —более эмоциональную и захватывающую.
Попробуйте ввести одну-две механики геймификации на занятиях, и вы сразу почувствуете эффективность такого подхода. Эмоциональный опыт, который получат обучающиеся, не оставит никого равнодушным. Добавьте немного игры!