О поиске информации в библиотеке нынешние школьники знают весьма поверхностно. Да и зачем ограничиваться небольшим количеством книг, если к твоим услугам бесконечные сайты? Поэтому преподавателям так важно знать обо всех возможностях использования интернета в обучении. И не последнее место в списке будут занимать web-квесты.
Что такое образовательный web-квест?
Квест представляет собой игру. Как и в компьютерной «бродилке», учащийся выбирает себе «персонажа» — роль, в рамках которой будет выполнять задания.
Например, в web-квесте по истории Средних веков будут «рыцари» (их тоже можно разделить на несколько вариантов), «прекрасные дамы», «трубадуры», «священники», «ремесленники», «крестьяне» и т. д.
Немного о разновидностях квестов:
- По одному предмету или сразу по нескольким (история и литература, английский и русский);
- Для индивидуального и группового прохождения;
- Для использования на самом занятии или для самостоятельного выполнения;
- Краткосрочные (2–3 недели) и долгосрочные (от 2–3 месяцев до года или даже нескольких лет).
Плюсы и минусы технологии
Из позитивного:
- Развиваем познавательные навыки учащихся, стимулируем их не просто поглощать готовую информацию, а искать, анализировать.
- Стимулируем интерес к изучению своего предмета.
- Учащиеся (да и учителя) получают и совершенствуют навыки использования образовательных сервисов.
- За счет соревновательного формата повышаем образовательный результат. Всем хочется быть быстрее, выше, сильнее хотя бы соседа по парте.
- Развиваем коммуникативные навыки — умение работать и принимать решения в команде. Ведь большую задачу всегда проще решить вместе.
- Стимулируем самостоятельность учащихся. ФГОС требует не учить школьников, а учить их учиться. Технология web-квеста полностью соответствует этому требованию.
Но есть и некоторые трудности:
- Обязательны хорошая техническая база и доступ к Интернету у педагога и обучающихся. К сожалению, такая возможность есть далеко не у всех и не всегда.
- Несмотря на огромное количество готовых квестов и шаблонов для их создания, педагог должен обладать навыками работы с сервисами в Интернете.
- Затрачивается много ресурсов. Создание квеста «с нуля» требует огромного количества свободного времени, которого у педагогов в течение учебного года и так мало.
- И без того значительная учебная нагрузка становится ещё больше.
- Иногда бывает сложно добиться разрешения родителей на применение данной технологии. Некоторые из них негативно воспринимают необходимость детей дополнительно находиться перед компьютером и то, что результаты работы будут выложены в Интернет.
- Невозможно спрогнозировать результат. Он зависит и от перечисленных выше факторов, и от заинтересованности обучающихся в теме квеста, и от того, насколько творчески педагог подошёл к разработке.
Как создать web-квест?
Сначала создаём «тело» и готовим материал для его наполнения. Cтруктура web-квеста должна содержать следующие пункты:
- Вступление (описание ролей, сценарий, план работы, обзор всего квеста);
- Центральное задание (оговариваем итоговый результат самостоятельной работы);
- Ссылки на необходимые ресурсы;
- Список «героев», от лица которых школьники будут выполнить задания, и план работы с каждым из них;
- Контрольные точки;
- Критерии оценивация.
Выбираем платформу. Подойдёт любая: Jimdo, Google-сайте, Learnis и даже социальная сеть ВКонтакте. Там есть готовые шаблоны оформления, можно загрузить свои фото для фона, добавлять новые модули и виджеты, редактировать текст и т. д.
Выбор сюжета будет зависеть от задач. Это могут быть компиляция (анализ и переработка информации), детектив, журналистское расследование, путешествие в прошлое/ другой мир и т. д. Задания тоже могут быть разнообразными: викторины, тесты, подбор материала по параметрам, создание презентации, подготовка реферата и т. д.
После подготовки квеста знакомим школьников с сюжетом игры, группируем их по командам, раздаём роли, оговариваем сроки выполнения заданий и контроль. Это важно, иначе про квест благополучно забудут.
Теперь отслеживаем, как команды (или отдельный обучающийся) поэтапно проходят квест. После финиша всех команд подводим итоги, награждаем победителей.
Обязательный момент — рефлексия, иначе web-квест не выполнит свои функции. И учитель, и ученики должны проанализировать, что получилось, а что — нет, почему так произошло.
Мой опыт
Впервые я попыталась использовать технологию web-квестов в 2016 году в рамках участия в Общероссийском конкурсе молодых педагогов «Территория творчества». Мой квест был посвящен повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». И я наделала множество ошибок.
- Дети были не знакомы с данной технологией. Сверх того, в классе более-менее достаточными компьютерными навыками обладали 10 учеников из 24. Поэтому, оказавшись на занятии перед компьютерами, вынужденные решать непривычные задачи, дети банально растерялись. В результате урок литературы превратился в информатику: мы вместе пошагово разбирались, как выделять нужный фрагмент текста в источнике, как редактировать его и размещать ответ в квесте.
- В тот момент у меня был мизерный опыт работы в школе, который не позволил понять, с чем даже вне web-квеста мои ученики точно справятся, а с чем нужна будет помощь. Я наполнила «тело» квеста заданиями на анализ персонажей, но никакой предварительной работы с учениками перед этим не провела.
- Всё делалось для конкурса. Времени на подготовку оказалось очень мало. Поэтому я не особо разбиралась в технологии, необходимых сервисах, оформлении и подготовке, а дала «сырой» урок.
Но моё фиаско не заставило меня разочароваться в web-квестах.
Я продолжала изучать технологию, и теперь с радостью могу поделиться лучшими из найденных мной примеров web-квестов:
- Самый простой, наглядный и доступный пример — сайт Учи.ру. Правда, он же и самый масштабный — учителю такой проект в одиночку не разработать, но ориентироваться на него вполне можно. Рассмотрим вариант для начальной школы: ученика в виртуальном пространстве сопровождает динозавр Гриша; изучение строится на прохождении тем — этапов, за успехи школьники получают условные монеты и могут покупать предметы для личного кабинета. Регулярно проходят марафоны, обязательным атрибутом которых является рейтинг класса, школы и общероссийский. Ученики, выполнившие за время соревнования наибольшее количество заданий, занимают первые места в рейтинге, а по итогам марафона получают грамоту лидера.
- Квест по географии для начальной школы «Приключения в трёх королевствах» разработан по всем правилам технологии. Участники делятся на команды «Лилипутики», «Шоколадки», «Тюльпанчики». Их задача — найти информацию о Люксембурге, Бельгии, Голландии (столица, место на карте Европы, флаг, герб, интересные факты) и по результатам поиска сделать презентацию. Его единственный недостаток — мелкий шрифт.
- Такой же детальностью отличается и web-квест для среднего звена «Сокровища Лингволира»: на главной странице расписаны цели работы и её результаты, структура квеста, роли. Квест заставляет по-новому взглянуть на изучение литературы и русского языка, проследить их связь с музыкой, живописью и т. д. В результате ученики не только заинтересовываются школьными предметами, но и разбираются в способах эффективной и безопасной работы с сайтами, учатся создавать кроссворды, презентации, публикации онлайн. Квест строится в виде морского путешествия, по ходу которого ученики выполняют задание, получают монеты и кодовые слова.
- Интересна и познавательная игра «Призрак белой дамы», она предназначена для педагогов. Нам ведь тоже полезно учиться! Сюжет — детективное расследование по легенде о Призраке белой дамы во Владивостоке. Задача — улучшить компьютерные навыки. Согласитесь, такие курсы повышения квалификации гораздо интереснее сидения в кабинете и записывания под диктовку?