Образ учителя в фильмах: от гувернера до наставника

03.01.2022
Наталия Короткова
Наталия Короткова
Учитель по профессии и по жизни, рокер-рукодельница

Как много в кино ярких, запоминающихся героев-учителей! Они становятся примерами, своеобразной путеводной звездой, им хочется подражать. Кто же они, эти всесильные, всё знающие и понимающие киношные учителя-супермены? Изучаем образ учителя в фильмах.

образ учителя в фильмах
Образ учителя в фильмах: от гувернера до наставника

Образ учителя в фильмах: советский кинематограф

Наверное, один из самых вдохновляющих образов советского учителя — Лидия Михайловна из повести В.Распутина и одноименного фильма «Уроки французского» (1978).

Открытая и прямодушная, она видит не просто учеников — но людей, личности, уважает их. Героиня проявляет чудеса деликатности и смекалки, чтобы помочь своему ученику Володе. Он приехал из деревни, ведет полуголодное существование, даже начинает играть на деньги, чтобы купить еды. Лидия Михайловна просто хочет накормить Володю. В этом порыве учительницы нет желания выглядеть хорошей в глазах других, всё делается исподтишка. Способ, который выбрала девушка — играть с учениками в «бабки» —  увы, не оценил директор школы: он уволил Лидию Михайловну. Но даже прямая угроза собственному благополучию не заставила героиню повиниться, перекинуть всю ответственность на Володю и тем самым отречься от пронзительной любви к детям.

Отрывок из фильма «Уроки французского»

Лидия Михайловна потрясает своей искренностью, гуманностью, стремлением помогать всем, а не только успешным «любимчикам». Такими же воспринимаются Нестор Петрович из «Большой перемены» (1972), Илья Семенович Мельников из «Доживем до понедельника» (1968). 

От гувернантки до наставника: образ учителя в фильмах Запада

Образ гувернантки в фильмах

Самый известный в мире фильм о гувернантке? Конечно, «Джейн Эйр» (1983). В центре сюжета взаимоотношения бедной частной учительницы Джейн Эйр, скромной, гордой, независимой, и богача Рочестера, человека с тяжёлым характером и непростой судьбой.

Тем не менее фильм, во-первых, позволяет взглянуть на систему образования, кардинально отличающуюся и от советской, и от российской. Ловудская школа-интернат, где судьба бедных никому не нужных девочек волнует только некоторых педагогов.

Во-вторых, и книга, и фильм показывают, что даже у бедной униженной гувернантки может быть чувство собственного достоинства, гордость, принципы, что она Человек.

Не чувствовать себя «тварью дрожащей» очень важно для современного педагога.

Образ вдохновляющего учителя в фильмах

В западном кинематографе одним из ведущих образов педагогов, конечно, стал учитель вдохновляющий. 

Педагоги в этих фильмах, как правило, берутся за перевоспитание трудных подростков, на которых давно махнули рукой остальные. Этим героям удаётся не только весь мир заставить поверить в своих учеников, но и самим детям открыть чудеса мира.

Контрастным выглядит образ Джона Китинга из фильма «Общество мёртвых поэтов», замечательно сыгранный Робином Уильямсом. Герой фильма работает в консервативной английской школе с обычными благополучными детьми. Точнее, с детьми, которые считают себя обычными.

Джон Китинг своим эксцентричным поведением, отступлением от школьной программы, вниманием к личности каждого ученика вносит в обучение атмосферу свободомыслия и любви к жизни во всех её проявлениях. Он будит в учениках желание взбунтоваться против распланированного родителями и учителями образа жизни, заявить о себе громко, высоко подняв голову над теми, согласился быть серым и незаметным.

Пример урока, показывающего ученикам, что такое свобода. «Общество мёртвых поэтов»

Это истинный педагог, главной целью которого становится помощь в рождении свободной, независимой личности. 

Образ учителя по призванию в фильмах

Есть в западном кинематографе и педагоги не по образованию, но по призванию. 

Герои случайно или исходя из суперважных, очень взрослых причин оказываются в роли учителей (вот оно воплощение педагогической мечты: чтобы все критики школы побывали в нашей шкуре!). Они сталкиваются со множеством трудностей. И самой труднопреодолимой оказывается завоевывание авторитета у школьников.

Как завоевать авторитет ученика? Пример из фильма «Карате-пацан»

Все эти фильмы объединяют мотивы веры и доверия: веры взрослых в детей и доверия детей взрослым. Тогда будет возможно всё.  

«Доказательство от противного»: «плохие» учителя все равно хорошие

Особое место в киноиндустрии занимают учителя-«плохиши», этакая смесь хиппи, панков-бунтарей и гопников, приправленная своеобразной философией.

В отличие от героев-наставников, морально готовых к педагогическому подвигу, персонажи этих фильмов ни к каким подвигам не готовы.

Это лентяи и эгоисты вроде Элизабет Холзи из «Очень плохой училки»,  сумасброды без малейшего представления об ответственности Дьюи Финн и директор Фриттон, алкоголик Виктор Служкин, Фома — бандит прямиком из 90-х, да и просто отчаявшиеся провинциальные училки.

Нестандартный урок из фильма «Очень плохая училка»

Эти персонажи вызывают разные чувства: смех, печальное сочувствие, отторжение. Каждый из героев оказывается гораздо сложнее, чем кажется изначально. Многие из них — тонко чувствующие, умеющие сопереживать, внимательные к нуждам своих учеников. Это перекрывает их недостатки.

Все эти фильмы позволяют отойти от пафосного восприятия педагога по призванию и просто наслаждаться качественной игрой актеров и комичными ситуациями. А, может быть, эти киноленты кого-то подтолкнут к новым, нестандартным педагогическим решениям.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии