«Школы убивают креативность»: миф или реальность?

27.12.2021
Екатерина Черникова
Екатерина Черникова
Учитель английского языка, репетитор

Креативность в школе — это миф или реальность? Кен Робинсон, англо-американский педагог и реформатор образования, считает, что школы убивают креативность. Так ли это и возможно ли вообще развивать творческие способности детей в рамках урока?

креативность в школе
Креативность в школе: мифы и реальность о творческом подходе

Креативность в школе: реальность

В наше время школу осуждают все кому не лень и по любому поводу. Это уже стало привычным. А если тема серьезная, подключаются еще и специалисты. Так, тему «креативность в школе» затронул известный в образовании спикер Кен Робинсон. Он считает, что нынешнее образование уничтожает способность к креативности:

Креативность в школе: выступление Кена Робинсона

Конечно, Робинсон говорит о западной системе образования, но по параметру креативности она очень схожа с российской.

Школа — только для вуза

Согласно Робинсону, современное школьное образование нацелено исключительно на поступление в университет. А это предполагает такую организацию учебного процесса, когда нужно сосредоточиться на научной деятельности и отодвинуть творчество на задний план. В итоге, обожаемые многими детьми изо, музыка, хореография изучаются как второстепенные, неважные для будущей жизни предметы. Такая иерархия предметов сохраняется уже много лет.

Довольно редко можно услышать мнение о том, что все предметы важны. А вот обесценивание творческих достижений на каждом шагу: «Сначала надо пятерки по русскому и математике заработать, а потом будешь своими рисунками хвастаться» или «Ей учиться надо, а она только танцевать хочет». И это «учиться» не про музыку и не про физкультуру.

В условиях индустриальной революции это было оправдано, но сегодня мир настолько изменчив и непредсказуем, что вряд ли кто-то сможет точно определить, какие предметы окажутся полезными во взрослой жизни, а какие нет. 

В наше время есть огромное количество примеров, когда люди кардинальным образом меняют свою профессию и занимаются вовсе не тем, чем собирались во время учебы в вузе, тем более в школе. Наши дети должны быть готовы к таким изменениям, а для этого всесторонне развиты. Дети любознательны и талантливы, и, если мы дадим им возможность полноценно проявить себя в любой сфере, скорее всего, обнаружатся умения и таланты, о которых никто даже не подозревал.

Право на ошибку

Кен Робинсон также говорит о том, что изначально дети готовы рисковать и ошибаться. Но все мы помним, что ошибки в школе часто наказуемы. Так школа отучает нас от желания творить, предполагать, размышлять. Мы должны просто запомнить правильный ответ. В крайнем случае, найти его и озвучить в подходящий момент.    

Молодец не тот, кто рассуждал и сделал интересные, порой, неожиданные выводы, а тот, кто сделал правильно.

Талантливые личности требуют к себе повышенного внимания, дополнительного времени и энергии. Не проще ли подогнать всех под одну гребенку и руководить тихими, не проявляющими инициативы детьми? Пришли в школу, отсидели уроки, ушли домой. И никому ничего больше не надо.

Потом, правда, начинаются, вопросы о том, что могло бы быть больше победителей и призеров в конкурсах и на олимпиадах, но это уже потом. А в повседневной жизни так удобнее.

Подробнее о Кене Робинсоне, его идеях и книгах читайте здесь.

Мифы о креативности в школе

Призывая к революции образования, Робинсон предлагает отбросить старую систему и принять совершенно новую концепцию экологии человека, внутри которой начнется переосмысление богатства человеческих способностей. Но неужели все так ужасно на сегодняшний день?

Образование — это огромный и очень сложный механизм, включающий в себя много-много разных деталей. Можно вводить новые стандарты и использовать лучшие учебники, но, будет ли все это работать, зависит от учителей, от каждого педагога.    

Дети меняют методики обучения…

Конечно, в школах еще встречаются учителя, застрявшие где-то в 90-х, не признающие и не принимающие изменения, выступающие против всего нового, но большинство все-таки готовы идти в ногу со временем и стараются найти пути, которые помогают выявить и развить детские способности. А для этого сначала нужно хотя бы попытаться понять детей и то, как устроен сегодня ИХ мир.

Нынешнее поколение Z показало нам, что мы воспринимаем информацию совершенно по-разному. Дети с клиповым мышлением очень неохотно реагируют на другие форматы. Часто таких учеников приходится подолгу тренировать, прежде чем они научатся слышать и видеть так, как понятно и привычно нам. По этой причине многие учителя перестраивают формат своей работы. То есть они получают такой же результат, но другими методами, комфортными для детей. 

Помните, как нам задавали выучить написание слов наизусть и чего нам это стоило? Сегодня многие дети даже не догадываются или не задумываются о том, что выполнение такого задания может быть скучным. Они все запомнят, пока проходят испытания на игровых платформах. Там их интересуют рекорды, баллы, проценты, а учебный материал — это просто средство достижения цели. 

…и формат образования

Сегодня сложно встретить ребенка, который станет всерьез работать над проектной или исследовательской работой просто потому, что надо. Сначала он должен получить ответ на вопрос, зачем ему это нужно. И здесь на первый план выходит роль руководителя, который увлекает, направляет и помогает воплотить в жизнь самые смелые идеи. 

Кто-то с удовольствием изучает труды современных ученых и даже спорит с ними, а кто-то с восторгом изучает архивы и находит такую информацию о своих предках, которая действительно способна удивить.

Что такое креативность в школе в принципе?

Когда мы говорим о творчестве вообще, нам кажется, что для самым главным для достижения успеха является свобода. Человек всего добьётся, если не мешать ему.

Творчество в школе — понятие более сложное. Учителю приходится создавать иллюзию свободы, при этом постоянно направляя ребенка и искусственно создавая благоприятные для него условия. Да, дети с удовольствием проявляют свои творческие способности в разных форматах, но, чтобы это стало возможно, сначала учителю пришлось все освоить и выстроить точный алгоритм работы.  

Развитие креативности учеников — это очень тяжелый труд. Это непрерывный труд. Невозможно заниматься творчеством время от времени. Любая пауза будет означать конец истории. И, приступая к новому проекту, стоит сначала оценить свои силы – хватит ли их, чтобы довести начатое до конца.

Что нужно для развития креативности детей в школе?

Ответ прост — креативные учителя.

Образование — это система, а система не может сама по себе гарантировать развитие креативности. Да, есть попытки. Создаются точки роста и кванториумы, многие полезные ресурсы становятся доступными. Правда, в это же время учителей заваливают таким количеством бумаг и каких-то непонятных обязанностей, что у них уже не остается ни сил, ни времени, ни желания качественно заниматься творчеством.

Но все-таки всегда находятся такие педагоги, которые готовы тратить себя на развитие детей, поддерживать и направлять их творческие порывы. Человеческий фактор всегда будет в этом вопросе решающим. Им — нам! — бы еще немного поддержки от системы.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии