Кинопедагогика — актуальный образовательный тренд

23.11.2022
Александра Пичуева
Александра Пичуева
Преподаватель MAXIMUM Education

Современные школьники любят смотреть сериалы и фильмы, а родители жалуются — детей не оторвать от экранов компьютера или от телефона. Кажется, что выходом может стать только запрет гаджетов. Но есть другой путь: сделать кино средством обучения! С этим хорошо справляется кинопедагогика. И именно сейчас она становится актуальным трендом в образовании.

кинопедагогика
Кинопедагогика — актуальный образовательный тренд

Эпоха визуальности: как воспринимается новая информация

Мы живём в то время, когда важна «картинка»: информация воспринимается лучше визуально. Под запросы аудитории подстраиваются и сфера культуры, и сфера образования. Именно поэтому у представителей молодого поколения сформировалось клиповое мышление.

Кинематограф, разумеется, визуальное искусство, которое как раз отвечает запросам современного зрителя. Правда, мы привыкли относиться к нему как к развлечению, приятному времяпрепровождению. Может ли такое легкомысленное, на первый взгляд, искусство стать основой для педагогической концепции?

Зарождение кинопедагогики

Вопрос использования «синематографа» в обучении российских детей поднимался аж в 1897 году. Уже тогда педагоги видели в кино потенциальные возможности в воспитании, приобщении к культуре. Поэтому в начале XX века был взят курс на использование кинематографа как средства духовного становления личности. В 1909 году первые кинотеатры учебно-просветительских фильмов открылись в Москве и Одессе.

В 1950-1960-х гг. группа педагогов-энтузиастов (О. А. Баранов, Ю. М. Рабинович, С. Н. Пензин и др.) задумались о способах включения игрового кино непосредственно в учебно-воспитательную работу школ. С тех пор мы знаем основные формы внеклассной работы, связанной с фильмами: киноклуб (кружок) и кинофакультатив (систематический курс по основам кино). В 1990-х гг. Г.А. Поличко создал целый кинолицей в Москве.

В 1980-1990-х гг. сформировались основные направления кинообразования:

  • изучение теории и истории киноискусства с помощью углублённого анализа фильмов;
  • воспитание средствами кино;
  • использование элементов кинообразования в интенсивном творческом методе воспитания;    
  • привлечение игрового кино в качества дополнительного материала в рамках отдельных предметных дисциплин.

Как учитель может реализовать эту технологию?

Итак, вы решили применить кинопедагогику в своём классе. Прежде всего отталкиваемся от возраста ребят.

Для самых маленьких учеников

  • Если вы руководитель 1-3 класса, то вы можете подобрать фильм и устроить совместный кинопросмотр. Так вы поможете детям получить элементарное представление о том, что такое кино.
  • Если под вашим крылом ребята 4-5 класса, то после просмотра вы можете обсудить сюжет фильма: что произошло, почему так произошло. Таким образом дети смогут начать воспринимать фильм более целостно и научатся считывать единый сюжет.

Для более взрослых учеников

  • Для учеников 6-8 класса в обсуждение фильма можно включать вопросы о мнении об увиденном: понравилось ли, как снято кино, его атмосфера и т.д. В таких дискуссиях ребята смогут сформировать своё этико-эстетическое оценочное суждение к просмотренному. 
  • Регулярные киносеансы и обсуждения увиденного в старших классах помогут ученикам не просто оценивать фильмы, а сформировать целостное восприятие кино, которое станет основной для формирование собственных взглядов на него.

Формы работы в кинопедагогике

В каком классе бы ни были дети, всегда можно пользоваться разнообразием форм работы.

Устная форма

Например, кинолекторий: перед просмотром фильма даётся краткая аннотация того, что будет происходить на экране (конечно, без раскрытия сюжетных поворотов). Если просмотр приурочен к какому-то событию, можно рассказать о нём. После просмотра обязательно нужно вовлечь ребят в дискуссию об увиденном. В зависимости от основной цели приготовить нужный список вопросов и следовать ему. 

Когда я училась в 8 классе и ездила в ВДЦ «Орлёнок», нам проводили кинолектории по фильмам «Шаг вперёд» и «Иваново детство». Было очень приятно осознавать, что у меня есть возможность высказаться!

Письменная форма

Это может быть конкурс на лучшую аннотацию к фильму, сборник рецензий. Соревновательный момент или создание готового продукта поможет поддержать мотивацию учеников.

Будучи учителем МХК в школе, я проводила ребятам конкурс аннотаций к фильму, Ребята живо приняли в нём участие, стараясь заинтересовать одноклассников своим описанием.   

Игровая форма

Это могут быть киноквизы, конкурс рисунков и др. — зависит от возраста ваших учеников.

Кроме того, форма киноклуба, где просто проходят просмотры фильмов тоже может заинтересовать учеников. Если подключить инициативную группу детей с подготовкой афиш, рекламой, то можно создать целую тусовку. Ну и сам процесс создания своих фильмов всегда воодушевляет ребят.

Мои школьные ученики умудрились снять целый сериал, задействовать в нём других учителей, много реквизита. Их одноклассники пытались снять свои комедии или философские фильмы. Получилось потрясающе!

Что даёт кинопедагогика ученику?

Таким образом дети включаются в основные аспекты кинопедагогики:

  • критический — развить навыки аналитического мышления;
  • творческий —  стать создателем собственной киноленты;
  • культурный — прийти к пониманию себя и других.

В результате формируется гармоничная личность, умеющая взаимодействовать с кино, а также применять полученные знания в других сферах.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии