Что такое драмапедагогика и как применять ее методы на уроках

11.01.2024
Екатерина Морозова
Екатерина Морозова
Филолог, учитель, вечный студент.

Необязательно превращать урок в театр, чтобы развивать творческие способности учеников! Но можно использовать потенциал этого направления в учебе. В статье рассказываем о драмапедагогике как направлении в образовании.

Драматическая педагогика (драмапедагогика), или театральная педагогика – особое направление в рамках гуманистической педагогики, зародившееся на рубеже XIX-XX веков.

Драмапедагогика – это вовсе не обучение детей актерскому мастерству, как может показаться на первый взгляд.

Не сводится она и к организации в школе театрального кружка или полноценного театра. Речь идет об органичном внедрении театральных, игровых практик в образовательный процесс.

Главные задачи драмапедагогики:

  • социализация учеников,
  • эстетическое воспитание,
  • развитие мягких и твердых навыков,
  • общая гуманизация школьного коллектива,
  • создание дружного сообщества и творческого, развивающего образовательного пространства.

Сегодня драмапедагогика (drama in education) активно развивается во всем мире. Это официальная педагогическая специализация, и во многих западных университетах действуют соответствующие программы обучения педагогов.

В российских вузах тоже присутствует это направление, например, в МГПУ есть магистерская программа «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». Также существует проект  И ТП, И ТД: театральная педагогика и театр детей.

Принципы драмапедагогики

  • принцип событийности — образование и воспитание личности осуществляется через значимые события;
  • принцип вовлеченности и сотворчества — для того, чтобы драмапедагогика «работала», ребенок должен проживать то или иное событие, быть его непосредственным творцом;
  • принцип принятия и уважительного отношения к личности ребенка;
  • принцип открытости и равенства — каждый ребенок имеет право быть услышанным.

Главное: образование — творческий процесс, не ограниченный уроком.

Расширение границ урока в драмапедагогике

Задача школы – не просто снабдить ученика определенной суммой знаний по тем или иным предметам, но воспитать разносторонне развитую личность. Для этого каждому учителю нужно время от времени выходить за рамки преподаваемой дисциплины.

Необходимо показать гармоничную связь школьных предметов между собой и с реальной жизнью вообще. Для этого можно приглашать на свои уроки преподавателей других дисциплин: например, на урок литературы может прийти учитель истории, музыки, изобразительного искусства. Здорово будет пригласить на урок также специалистов из самых разных сфер, будь то актер, спортсмен или выдающийся врач. 

Кроме того, уроки могут проводиться не только в классе, но и в музее (такой проект успешно реализуется в Москве) или на природе. Вместо урока можно организовать поход в театр или экскурсию.

Преподаватель также не должен «олицетворять» в глазах ученика только тот школьный предмет, который он ведет: здорово, если дети видят, что их учитель – интересная, разносторонняя личность. Если вы преподаете математику, это не значит, что нельзя обсудить с ребятами недавно вышедший фильм или книгу.

Другими словами, желательно показать ученикам, что мы учимся новому не только в школе на уроках и что цель образования – вовсе не успешная сдача экзаменов. Такой подход в конечном итоге позволяет наполнить глубоким содержанием любой урок, совместный проект, классный час, репетицию школьного спектакля или просто беседу.

Как применять драмапедагогику в школе

Драмапедагогику можно применять на любом уроке, потому что ее подходы универсальны. Рассмотрим самые интересные из них.

Урок-событие

Любой урок можно превратить в образовательное событие.

К подготовке такого урока необходимо подойти как к режиссуре небольшого спектакля, у которого обязательно должны быть завязка, кульминация и развязка.

При этом урок-событие вовсе не предполагает, что преподаватель должен устраивать собственный бенефис, а ученики – выступать в качестве пассивных зрителей. Наоборот, одним из принципов драмапедагогики является активное вовлечение каждого ученика в совместную деятельность.

Перед началом такого урока можно раздать детям роли и объявить игровую цель на сегодняшний урок. Важно, что для детей урок-событие не предполагает предварительной подготовки и репетиций, допускает импровизацию и вообще не имеет жестких рамок. При этом урок-событие, как и любой другой урок, направлен на достижение конкретных образовательных и воспитательных целей, соответствующих программе.

Другими словами, урок-событие является не самоцелью, а лишь одним из способов достижения образовательных целей. Такие уроки позволяют разнообразить процесс обучения, вызвать у детей интерес к предмету, вовлечь их в коллективную работу, раскрыть творческий потенциал.

Урок-история

К уроку можно подходить не только как к событию, но и как к истории.

Сегодня широко известен так называемый сторителлинг (дословно рассказывание историй), который в том числе используется как образовательный инструмент.

Важно понимать, что не любое рассказывание историй на уроке является сторителлингом. История должна быть связана с уроком, хорошо продумана, соответствовать образовательным целям. Ее нужно грамотно «вплести» в общую канву урока, а не просто рассказать в его начале или конце.

Для того чтобы внедрить в работу сторителлинг, преподавателю не нужно становиться профессиональным писателем, достаточно будет познакомиться с общими принципами сторителлинга, узнать основные жанры и схемы построения историй. Например, любая история имеет трехкратную структуру: завязка, основная часть, развязка. В любой истории есть главный герой, который проходит определенный путь по ходу развития сюжета.

Однако важно не перенасыщать учебную программу сторителлингом. Значение имеет качество историй, а не их количество. Как и урок-событие, история не должна становиться самоцелью, отвлекать на себя основное внимание учеников.

Другими словами, урок не проводится ради того, чтобы рассказать историю, а, напротив, история помогает учителю провести интересный и полезный урок.

Игровые практики

Сегодня много говорят о геймификации, или игрофикации образовательного процесса.

Драмапедагогика огранично включает в себя применение различных игровых практик на уроках.

Игра вообще – древнейший и интереснейший вид человеческой деятельности. Играть любят и взрослые, и дети, поэтому игры с одинаковым успехом можно использовать на любой ступени образования. Единственное ограничение здесь – фантазия самого педагога.

Можно провести отдельный урок-игру, можно на постоянной основе внедрить игровые элементы в образовательный процесс, можно проводить тематические игры или играть в настольные игры в рамках определенного предмета. Например, учительница из Санкт-Петербурга создала настольную игру по роману «Преступление и наказание». Конечно, для учеников это гораздо интереснее, чем просто обсуждать роман.

Игровые элементы можно внедрить даже в контрольную работу, например, распределить варианты с помощью волчка, как в популярной игре «Что? Где? Когда?». 

Игровые практики помогают вовлечь учеников в образовательный процесс, снять напряжение, создать благоприятную атмосферу на уроке.

Распространено мнение, что игры и развлечения лишь отвлекают детей от учебы, но это не так. Главное – относиться к игре не как к самоцели, а как к одному из эффективных способов достижения образовательных задач.

Организация школьного театра

В школе уже присутствуют элементы театра: публичность, наличие ролей, зрительская аудитория, и редкий учитель не является актером и режиссером в одном лице.

Школьный театр должен быть организован как сообщество людей, объединенных общими ценностями. Это не просто кружок по интересам или часть дополнительного образования, а целая философия.

Вместе с детьми можно ставить традиционные спектакли: сначала их совместно репетируют, готовятся, а потом демонстрируют зрителям на школьной сцене. Это могут быть и социальные спектакли, в которых поднимаются важные вопросы. Такие спектакли играют не только на сцене актового зала, но и в самом пространстве школы: в коридорах, гардеробе, столовой. Важная отличительная особенность: зрители одновременно являются активными участниками спектакля, вовлекаются в обсуждение проблем.

Важно, что место в школьном театре должно быть для всех учеников, а не только для артистичных детей. Театр нужен для того, чтобы увидеть и услышать каждого.

В конечном итоге театральная постановка не является самоцелью, и процесс подготовки к ней гораздо важнее, чем результат. Участники учатся взаимодействовать друг с другом, знакомятся с мировой культурой, размышляют над серьезными общественными проблемами, пробуют ставить себя на место других людей в других обстоятельствах.

Таким образом, школьный театр при грамотной организации помогает решить множество важных образовательных, воспитательных и даже социальных задач. 

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии