Аргументы для итогового сочинения: разбор коротких произведений

05.11.2023
Наталия Короткова
Наталия Короткова
Учитель по профессии и по жизни, рокер-рукодельница

Итоговое сочинение все ближе, читать много объемных произведений нет времени. И тут на помощь приходят короткие рассказы, касающиеся сразу нескольких проблем.

аргументы для итогового сочинения
В статье наглядно показываем, что можно прочитать за 15 минут и какие примеры для итогового сочинения искать в этих произведениях

К.Г. Паустовский «Старый повар»

Рассказ подходит для иллюстрации таких проблем, как:

  • честь,
  • совесть,
  • грех и раскаяние,
  • нравственный выбор,
  • самопожертвование,
  • настоящая любовь,
  • влияние искусства на человека.

Старый повар перед смертью хочет исповедаться в единственном своем прегрешении:

«Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола».

Герой, безусловно, человек чести, потому что обладает твердыми нравственными принципами. Об этом говорит и то, как повар воспитывал свою дочь, и то, что его самого всю жизнь мучают угрызения совести из-за украденного золотого блюда. Этот поступок противоречил моральным ценностям, поэтому герой считает деяние грехом. Повар раскаивается в краже и исповедуется, желая найти поддержку в лице слушателя. 

Почему же повар украл блюдо, если считал, что воровать грешно? Выбирая между собственными принципами и благополучием своей жены, герой ставит в приоритет здоровье супруги. Это, безусловно, сложный нравственный выбор, на который способен только любящий человек, готовый на самопожертвование.

Примером невероятной силы любви становится и последнее желание повара:

«Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной».

Человек, уходя из жизни, мечтает вновь увидеть самое дорогое для него — любимую, ради которой он жил.

В тот момент, когда Моцарт (а исповедником оказался этот великий музыкант) заиграл для старого повара, тот как будто воочию увидел «день, когда встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась».

Музыка подарила старику возможность хотя бы мысленно встретить любимую и пережить самые счастливые моменты жизни, подарила надежду на то, что после смерти они будут вместе. Искусство утешает и помогает смотреть в будущее с уверенностью.

Аргументы для итогового сочинения: О. Генри «Дары волхвов»

Рассказ подходит для иллюстрации таких проблем, как:

  •  любовь,
  • самопожертвование,
  • понимание,
  • способ справиться с отчаянием,
  • обретение надежды,
  • проявление лучших качеств человека.

«Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы».

Делла и Джим ради друг друга жертвуют самым ценным, что имеют: Делла продала свои роскошные волосы, а Джим сдал эти часы в ломбард. Зачем? Чтобы порадовать возлюбленного. Делла покупает для часов Джима цепочку, чтобы он мог пофрантить, вытаскивая их: «При такой цепочке Джиму в любом обществе не зазорно будет поинтересоваться, который час».

А Джим приобретает для Деллы прекрасные черепаховые гребни, чтобы супруга могла демонстрировать свою гордость — волосы:

«Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого — Делла знала это».

Такая забота об интересах любимого человека, готовность отдать ради него любую ценность, глубокое понимание потребностей демонстрируют искренние чувства героев.

Как эта безмятежная картина может быть связана с отчаянием? Дело в том, что Джим и Делла бедны: «Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра Рождество. Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь».

Желая сделать подарки на праздник, Джим и Делла не имеют для этого каких-либо средств.

Из пучины отчаяния героев спасает их любовь, подталкивающая к самопожертвованию, ведь ради счастья любимого не жаль никаких вещей. Соответственно, и надежду герои обретают благодаря своим чувствам.

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Здесь мы найдем следующие проблемы:

  • взаимоотношения людей,
  • тоска по дому,
  • родина в жизни человека
  • природа в жизни человека,
  • способность видеть прекрасное в обыденном,
  • зависть,
  • детская жестокость,
  • цена ошибки,
  • совесть,
  • стыд и раскаяние.

Этот рассказ прекрасно демонстрирует, на чем строится человеческое общество. Самым очевидным является, конечно, жестокое поведение детей: сначала они обманывают Марго, что солнце покажется в другой день, а потом запирают в чулане девочку, чтобы она не могла увидеть светило:

«Все кинулись к ней, схватили и поволокли, – она отбивалась, потом просила, потом заплакала, но ее притащили по туннелю в дальнюю комнату, втолкнули в чулан и заперли дверь на засов. Дверь тряслась: Марго колотила в нее кулаками и кидалась на нее всем телом. Приглушенно доносились крики. Ребята постояли, послушали, а потом улыбнулись и пошли прочь – и как раз вовремя: в конце туннеля показалась учительница».

Это по-настоящему жестокий поступок, поскольку действие рассказа происходит на Венере, где солнце появляется раз в несколько лет буквально на пару часов, а все остальное время льет дождь.

Почему невинные дети совершают подобное? Причина в зависти:

«Ну а самое большое ее преступление, конечно, в том, что она прилетела сюда с Земли всего лишь пять лет назад, и она помнит солнце, помнит, какое оно, солнце, и какое небо она видела в Огайо, когда ей было четыре года. А они – они всю жизнь живут на Венере; когда здесь в последний раз светило солнце, им было только по два года, и они давно уже забыли, какое оно, и какого цвета, и как жарко греет».

Но с момента выхода солнца на небосклон дети как будто открывают мир заново. Для героев, так как они видят его впервые за очень долгое время, это откровение. Именно общение с природой, переживание ее красоты меняет детей. Они раскаиваются, испытывают стыд за свой бесчеловечный поступок:

«Они застыли, будто ноги у них примерзли к полу. Переглянулись и отвели взгляды. Посмотрели за окно – там лил дождь, лил упрямо, неустанно. Они не смели посмотреть друг другу в глаза. Лица у всех стали серьезные, бледные. Все потупились, кто разглядывал свои руки, кто уставился в пол».

Дети поняли, что своим поступком нанесли непоправимый вред Марго, лишили ее смысла жизни, мечты.

Связь человека с родиной хорошо видна через изменения, которые происходят с внешностью главной героини Марго, когда она с родителями переезжает на Венеру:

«Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы – все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и все молчала, а если и случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно».

Девочка тоскует по утраченному дому на Земле, по теплому ласковому солнцу, которое становится символом дома.

Аргументы для итогового сочинения: И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В этом рассказе ищем примеры на следующие темы:

  • человек и Бог,
  • искусство,
  • взаимоотношения между людьми,
  • истинные и ложные жизненные ценности,
  • мечта и реальность,
  • путешествие,
  • человек и природа.

Главный герой не имеет имени неслучайно: он представитель людей с определенными жизненными ценностями. Во главу угла господин из Сан-Франциско ставит статус и делает все, чтобы сначала достичь его, а затем совершать только те поступки, которые совершают равные ему люди:

«Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью».

Думал ли герой о рабочих, которых эксплуатировал? Нет. Точно так же не думает он о чувствах и желаниях своей семьи.

У этого персонажа нет собственных мечтаний, жизненных ценностей, нравственных установок. Все, что он делает, должно подчеркнуть его богатство, статус, достаток.

Отправляясь в путешествие, господин из Сан-Франциско продумывает подробный маршрут:

«В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов …входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути…».

Путешествие должно было принести ему и его семье множество удовольствий. Но никто из них не наслаждается ни плаванием на корабле, ни памятниками истории. Все это обусловлено ложными жизненными ценностями, которыми руководствуются герои.

Вообще все, что окружает героя, пропитано ложью: якобы влюбленная пара, страстно танцующая на корабле, отношения с семьей, слуги в гостинице.

Заблуждение господина из Сан-Франциско карается внезапной его смертью. И это событие срывает маски с людей, окружавших героя: он становится неинтересен, потому что, обслуживая его, больше нельзя поживиться.

Мажорную ноту в рассказ вносят только горцы, спускающиеся в долину: они чисты душой, искренни перед Богом и людьми, бесхитростны и наивны, как дети. Объясняется это тем, что данные персонажи, в отличие от других героев произведения, близки к природе:

«Торговал только рынок на маленькой площади — рыбой и зеленью, и были на нем одни простые люди, среди которых, как всегда, без всякого дела, стоял Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам: он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров… и теперь мог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо. А по обрывам Монте-Соляро, по древней финикийской дороге, вырубленной в скалах, по ее каменным ступенькам, спускались от Анакапри два абруццких горца… Шли они — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними».

Список коротких произведений, где можно найти сразу целый комплекс проблем для итогового сочинения:

  1. «Последний лист» О`Генри
  2. «Телеграмма» К. Г. Паустовского
  3. «Зеленая лампа» А. Грина
  4. «Куст сирени» А. И. Куприна
  5. «Толстый и тонкий» А. П. Чехова
  6. «Спать хочется» А. П. Чехова
  7. «Не пускайте Рыжую на озеро» Е. Габовой
  8. «Вельд» Р. Брэдбери

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии